• Главная
  • Новости
  • Форум неврологов
  • Образование
  • Специалисту
  • Пациенту
  • Где лечится
  • Вопрос неврологу

  • Опрос на сайте
    Насколько актуальная управляемая краниогипотермия при инсульте?
    Актуальна, при наличии аппарата для управляемой краниогипотермии
    Актуальна, мы ее уже используем
    Без нее справляемся и справляться будем
    Я не знаю, что это такое

    Видео
    АВТОРИЗАЦИЯ НА САЙТЕИспользуйте свой логин и пароль
    Неврологический портал » Медицинское право » Правовое регулирование онкологической помощи детям в Украине: проблемы и перспективы

    Правовое регулирование онкологической помощи детям в Украине: проблемы и перспективы

    Медицинское право

    Проблемы оказания медицинской помощи охватываются предметом регулирования норм гражданского законодательства Украины. Ведь важным условием осуществления такой помощи является соблюдение личных неимущественных прав человека. По данным Международной конфедерации организаций родителей детей, больных раком, до 100 тыс. детей ежегодно умирают от онкозаболеваний из-за отсутствия доступа к современному ликування1. Хотя при условии надлежащего лечения, которое отвечает международным стандартам, 7 из 10 онкобольных детей могут быть вылечены и вернуться в общество 2. На сегодня государство в недостаточной степени обеспечивает своих детей необходимой онкологической помощи, которая отвечает потребностям больных и современным стандартам.
    В Украине нет возможности выполнять операции по пересадке костного мозга от неродственного донора. А такие операции для многих детей - единственный шанс на выздоровление. В целом, более 30% больных имеют потенциального родственного донора 3. А перечень болезней, при которых трансплантация костного мозга остается единственным вариантом успешного лечения, достаточно широк: апластическая анемия, лейкозы, иммунодефициты, опухолевые заболевания и тому подобное. Кроме того, необходимо учитывать, что трансплантацию проводят тем детям, для которых другая терапия неэффективна 4. Такая операция необходима примерно 250 украинским детям в год, а трансплантация костного мозга от неродственного донора за границей может стоить около 200 тыс. долларов. В Украине не существует банка доноров костного мозга, с помощью которого можно было бы в случае необходимости находить нужного донора, костный мозг которого может спасти отдельного маленького пациента, хватает специального оборудования и медикаментов. Это чрезвычайно важная и актуальная проблема, и для ее решения необходимо надлежащее законодательное урегулирование ее аспектов и принятие таких нормативно-правовых актов, содержащих конкретные пути ее решения. Решение этих задач и стало целью данной статьи.
    Проанализируем основные положения нормативно-правовых актов, регулирующих порядок обеспечения граждан Украины медицинской помощью. Часть 1 ст. 24 Конвенции ООН о правах ребенка, которая ратифицирована Украиной, устанавливает: «Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения »5.

    Статья 1 Основного Закона провозглашает, что Украина является социальным государством. Кроме того, человек, его жизнь и здоровье (согласно ст. 3 КУ) признаются в Украине наивысшей социальной ценностью, а утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства (ст. 3). Конституционные права гарантируются и не могут быть отменены (ст. 22), в таких прав, в частности, относятся:
    Право на жизнь, установленное ст. 26 Конституции Украины, которая к тому же определяет: «Обязанность государства - защищать жизнь человека»;
    Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование.
    Охрана здоровья обеспечивается, согласно ст. 49 Конституции Украины, государственным финансированием соответствующих социально-экономических, медико-санитарных и оздоровительно-профилактических программ. Государство, в соответствии с положениями настоящей статьи создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания 6.
    Следовательно, обеспечение надлежащего лечения детей, в частности с онкологической патологией, является необходимым шагом для реализации указанных выше конституционных прав. Логическим следствием этих конституционных норм является установление Гражданским кодексом Украины в ст. 284 права на медицинскую помощь, как личного неимущественного права 7.
    Кроме того, статья 4 Основ законодательства Украины о здравоохранении провозглашает одним из основных принципов охраны здоровья в Украине: признание здравоохранения приоритетным направлением деятельности общества и государства 8.
    В Украине действует Государственная целевая социальная программа «Трансплантация» на период до 2012 года 9. Среди задач и мероприятий по выполнению этой программы указано формирование реестра гистотипованих доноров-волонтеров стволовых гемопоэтических клеток, налаживание сотрудничества с международными трансплант-организациями, имеющими подобный реестр. Ответственным за выполнение назначено Министерство здравоохранения Украины, источником финансирования назван государственный бюджет.
    Кроме того, на сегодня в Украине закончился срок действия программы «Детская онкология 2006-2010» 10, в которой к сожалению не были рассмотрены вопросы необходимости создания единого банка доноров костного мозга. После окончания срока действия этой программы новая не принимается уже в течение двух лет. Считаю нужным в программе «Детская онкология» на следующие годы, установить положение о помощи детям, которые нуждаются в пересадке костного мозга и не имеют семейного донору.
    Предлагаю следующие наиболее важные для решения этой проблемы шаги должны быть закреплены в программе «Детская онкология».
    Во-первых, создание единого реестра доноров костного мозга. Реестр - это электронная библиотека потенциальных доноров костного мозга, должен действовать на базе лаборатории по диагностике онкогематологических заболеваний больницы «ОХМАТДИТ».

    В ноябре 2009 года в Центре детской онкогематологии и трансплантации костного мозга больницы «ОХМАТДИТ» заработала Референс-лаборатория по диагностике онкогематологических заболеваний, которая имеет отделение тканевого типирования. Этот отдел совместно с другими подразделениями больницы, такими как Референс-центр по клинической лабораторной диагностике и метрологии, осуществлять медицинское обеспечение украинской реестра доноров костного мозга. Одной из функций реестра должна быть обмен материалом с пациентами всего мира и вхождение Центра в Международный донорский реестр, в котором на учете состоят 6 млн. доноров, и в который без «своих» доноров не принимают.
    База доноров функционирует следующим образом: у потенциального донора берут кровь для проведения типирования, он оставляет контактные данные, чтобы в случае необходимости быть вызванным и сдать костный мозг для больного.
    Относительно процедуры взятия необходимых клеток, то она абсолютно безвредна и не занимает много времени. Сегодня существует два способа пересадки костного мозга. В обоих случаях трансплантируемых стволовые клетки. Пациенту достаточно небольшого количества клеток, чтобы постепенно его организм начал нормально функционировать. У здорового человека стволовые клетки находятся в костном мозге. А его больше всего в костях таза, грудины и позвоночнике. Также в 90-е годы стало известно, что стволовые клетки с помощью специальных препаратов можно на небольшой промежуток времени переместить в кровь, откуда они их и получают. Эта процедура проще, но не всегда полученный таким путем материал подходит пациенту. Поэтому рассмотрим два способа взятия костного мозга.
    Первый способ: донор костного мозга имеет один день находиться в больнице.
    Клетки берутся под общим наркозом и строгим наблюдением врачей. Через два маленьких разреза кожи специальными иглами делают несколько проколов кости.
    В течение 1,5-2 часов забирают около литра жидкого костного мозга. За две недели потеря костного мозга полностью компенсируется. В первые дни донор может чувствовать боли в костях таза, но они легко устраняются с помощью обезболивающих средств.
    Второй способ: донор проходит пятидневный подготовительный период, принимает лекарства, стимулирующие выход стволовых гемопоэтических клеток в кровь. Непосредственно процедура занимает от 3 до 5 часов. Кровь, получают из локтевой вены, несколько раз проходит через специальный аппарат (сепаратор), который забирает стволовые клетки, и возвращается донору.
    Быть донором костного мозга - большая ответственность. Прежде чем сделать трансплантацию, пациента готовят, проводя очень сильную химиотерапию, полностью убивает собственный костный мозг. Если после этого донор отказывается от пересадки человек умирает.
    Функционирование реестра доноров и выполнение трансплантаций от неродственного донора должны основываться на принципах, установленных действующим законодательством Украины, а именно:
    1. Ст. 290 ГКУ закрепляет за каждым совершеннолетним дееспособным физическим лицом «право быть донором крови, ее компонентов, а также органов и других анатомических материалов и репродуктивных клеток» 11.

    2. Положения Закона «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека» от 16.07.1999р. :
    Согласно ст. 12 этого Закона, живым донором может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо. У живого донора может быть взят как гомотрансплантат только один из парных органов или часть органа или часть другого анатомического материала.
    Взятие гомотрансплантата у живого донора разрешается на основании заключения консилиума врачей соответствующего учреждения здравоохранения либо научного учреждения после его всестороннего медицинского обследования и при условии, причиненный здоровью донора ущерб будет меньше, чем опасность для жизни, что грозит реципиенту. Костный мозг относится к материалам, способных к регенерации, поэтому, согласно ст. 12 реципиент и донор не обязательно состоять в браке или быть близкими родственниками.
    Не допускается заключение гомотрансплантатов в живых лиц, которые: содержатся в местах отбывания наказаний; страдающих тяжелыми психическими расстройствами; имеют заболевания, которые могут передаться реципиенту или навредить его здоровью; предоставили ранее орган или часть органа для трансплантации.
    Согласно ст. 13 этого Закона, у живого донора может быть взято гомотрансплантат только при наличии его письменного заявления об этом, подписанное сознательно и без принуждения после предоставления ему лечащим врачом объективной информации о возможных осложнениях для его здоровья, а также о его правах в связи 'связи с выполнением донорской функции. В заявлении донор должен указать о согласии на взятие у него гомотрансплантата и о своей осведомленности относительно возможных последствий. Подпись донора на заявлении заверяется в установленном законодательством порядке, а заявление прилагается к его медицинской документации. Особенности донорства и трансплантации костного мозга и других способных к регенерации анатомических материалов установлены в ст. 14 Закона, который рассматривается.
    На основании этой статьи, с согласия донора и при отсутствии у него медицинских противопоказаний костный мозг, другие способны к регенерации анатомические материалы могут браться повторно. Всего взятия у живого донора костного мозга и других способных к регенерации анатомических материалов производится с соблюдением требований, установленных ст. 12 и 13 настоящего Закона, рассмотренными выше 12. Законодательная регламентация Законом «О трансплантации органов и других анатомических материалов человека» полностью не устранила существующие проблемы в области трансплантации как таковой. Правовые, морально-этические и общие медицинские аспекты трансплантации требуют дальнейшего изучения с последующими предложениями по усовершенствованию законодательства Украины в области пересадки органов и других анатомических материалов человека.
    Для возможности проведения трансплантации от неродственного донора в государственной программе нужно установить помимо создания реестра доноров, необходимость ежегодного финансирования центров трансплантации, нового современного оборудования для операционных и палат, реактивов для проведения генетического типирования потенциальных доноров, подготовки медицинских кадров, создание лабораторий для соответствующего обследования потенциального донора . Гораздо сложнее и дороже чем непосредственно пересадка костного мозга является процесс восстановления организма ребенка после нее. Обусловлено это тем, что перед трансплантацией собственный больной костный мозг пациента уничтожается, и фактически он теряет иммунитет, т.е. способность организма противостоять внешним негативным факторам. Существует риск развития осложнений: бактериальных, вирусных, грибковых инфекций. Для предотвращения таких осложнений и обеспечения надлежащей реабилитации больных необходимо частности установить в государственном бюджете финансирование по следующим направлениям:
    Обустройство специальных палат для пациентов до и после трансплантацией, в которых должны функционировать системы для очистки воздуха и поддержания давления в палате на уровне более высоком, чем давление вне ее. Обеспечение лекарственными средствами пациентов, прошедших процедуру трансплантации.
    Среди проблем оказания онкологической помощи детям также следует отметить кадровый кризис, который заключается в недостатке квалифицированных врачей, специализирующихся на детской онкологии и онкогематологии. Работа в таких отделениях чрезвычайно физически и морально сложной и очень ответственной. Для поддержки и поощрения врачей, считаю нужным законодательно установить положение, которые способствовали бы повышению престижа профессии, а именно: дополнительные отпуска, льготы, установление низкого возраста для выхода на пенсию, поддержка работников, способствующих привлечению внебюджетных средств в отделение и т.п.. Так, украинское государство путем принятия государственных программ, совершенствование нормативно-правовой базы и конкретных административных шагов должно изменить существующую несовершенную систему медицинского обеспечения онкобольных детей. Надеюсь, что ситуация будет изменена к лучшему и украинская медицина при поддержке государства поможет тысячам детей увидеть новый день.
    Список литературы
    1. Официальный сайт Союза противораковых организаций России: Электронный ресурс. - Режим доступа: http://netoncology.ru/news/299
    2. Международный благотворительный фонд «Дар надежды»: Электронный ресурс. - Режим доступа: http://darnadii.com.uа
    3. Официальный сайт Международной благотворительной организации «Гематологи мира - детям»: Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.advita.org
    4. Проблемы трансплантации костного мозга у детей в России: Электронный ресурс. - Режим доступа: http://deti.msk.ru/tkm.htm
    5. Конвенция о правах ребенка, Генеральная Ассамблея ООН, 20.11.1989р. (Ратифiкована Постановлением ВР N 789-12 от 27.02.91)
    6. Конституция Украины. - Симферополь: «Таврия», 2007. - 40 с.
    7. Гражданский Кодекс Украины / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 2003. - № 40-44. - Ст. 356.
    8. Основы законодательства Украины о здравоохранении / / Ведомости Верховной Рады Украины. -1993. - N 4. - Ст. 19.
    9. Постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении Государственной целевой социальной программы" Трансплантация "на период до 2012 года». : Электронный ресурс. - Режим доступа: http://zakon.nau.ua/doc/?uid=1149.899.0
    10. Постановление Кабинета Министров Украины от 19 июля 2006 года «Об утверждении Государственной программы" Детская онкология "на 2006-2010 годы»: Электронный ресурс. - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua
    11. Научно-практический комментарий к гражданскому законодательству Украины. В 2-х т. / Отв. ред. В. Г. Ротань. - 2-е изд. - Х.: Фактор, 2010. - 784 с.
    12. Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов» / / Ведомости Верховной Рады Украины. - 1999. - N 41. - Ст. 377.
    Мария Грусть, младший юрист Юридической компании «Правовой Альянс»
    Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского
    Серия «Юридические науки». Том 24 (63). № 2. 2011 г. С. 391-396.
    УДК 347.45

    просмотров:3049
    Поделится:
    Ваше Имя:
    Ваш E-Mail:
    Введите код: